Стабилизатор напряжения для автомобильного аккумулятора
Питание схемы

Стабилизатор напряжения для автомобильного аккумулятора

Автор internum


Собираясь в путешествие на автомобиле, многие из вас не прочь захватить с собой переносный транзисторный радиоприемник или кассетный магнитофон, работающие от источника напряжением 9 В. Питать их в этом случае удобно, конечно, от бортовой сети автомобиля. Но ее напряжение, во первых, 12,6В и к тому же колеблется в значительных пределах. Здесь и пригодится предлагаемый стабилизатор. Выходное напряжение стабилизатора 9В, максимальный ток нагрузки 300 мА. При изменении тока нагрузки от 20 до 300 мА выходное напряжение изменяется всего лишь на 0,17В. Стабилизатор защищен от перегрузки и короткого замыкания на выходе - когда ток нагрузки превысит максимальный (300 мА), стабилизатор отключится. Стабилизатор состоит из регулирующего транзистора VT1 и каскада сравнения, собранного на транзисторе VT2, стабилитроне VD1 и резисторах R2-R5. Подстроечным резистором R4 устанавливают выходное напряжение. Резистор R1 обеспечивает запуск стабилизатора (появление выходного напряжения) при подключении его к источнику питания или после устранения перегрузки на выходе. Максимальный ток нагрузки, соответствующий порогу срабатывания защиты, зависит от резистора R2. Он возрастает при уменьшении сопротивления резистора и наоборот. Минимальное сопротивление резистора ограничивается максимально допустимым током стабилизации стабилитрона. Вместо КТ814Б может быть любой другой транзистор из серий КТ814, КТ816, а вместо КТ315Г - любой из серии КТ315. Регулирующий транзистор устанавливают на радиатор размерами 15x20 мм из дюралюминия толщиной 2...3 мм и вместе с ним прикрепляют к плате. В качестве разъема ХР1 удобно использовать переходник, включаемый в гнездо прикуривателя автомобиля, - такие переходники продаются в автомагазинах. Налаживание стабилизатора сводится к установке подстроечным резистором выходного напряжения 9,1......... 9,3 В без нагрузки и подборе резистора R1 - он должен быть такого сопротивления, чтобы обеспечивался надежный запуск стабилизатора без нагрузки как при подключении его к бортовой сети автомобиля, так и после устранения короткого замыкания на выходе. Выходное напряжение при подключении резистора R1 может возрастать не более чем на 0.1В. Если понадобится эксплуатировать стабилизатор при токе нагрузки до 500 мА (естественно, для этого варианта придется подобрать резистор R2), радиатор под транзистор VT1 придется применить больших размеров. Описание этой схемы и рисунок его печатной платы приводится в [ 8 ].

Стабилизатор напряжения для автомобильного аккумулятора

Двуполярный источник питания с выходным напряжением ±12,6 В.

Схема такого источника приведена на рисунке. Он состоит из двух стабилизированных выпрямителей, работающих от одного трансформатора питания Т1. Выходное напряжение источника может изменяться от ±3 В до ±20 В при токе нагрузки 0,5 А. Коэффициент нестабильности по напряжению не хуже 0,5%/В. Оба плеча источника идентичны и независимы.

Выпрямители собраны по двухполупериодной мостовой схеме на диодных оборках КЦ405А. Собственно стабилизатор выполнен на микросхемах К142ЕН1Г и тразисторах V1 в одном плече и V2 - в другом плече схемы. Регулировка выходного напряжения осуществляется переменными резисторами R2 и R4. Для уменьшения пульсаций выпрямленных напряжении на входе каждого стабилизатора включены конденсаторы большой емкости. Транзисторы V1 и V2 установлены на черненных алю­миниевых ребристых радиаторах. Площадь каждого радиатора 400 см2. Переменные резисторы R2 и R4 типа СПО-0,5. Электролитические конденсаторы - К50-6. Трансформатор Т1 намотан на магнитопроводе Ш20Х40. Обмотка I содержит 1210 витков провода ПЭВ-1 0,3, обмотки II и III - по 90 витков провода ПЭВ-1 0,67. Рисунок печатной платы и описание приводятся в [ 9 ].

Схема: Стабилизатор напряжения для автомобильного аккумулятора
Версия для печати: Print version

2247 17 March 2007


Другие схемы раздела :


Search